Профессия VFX-дизайнер – описание и Курсы
VFX-дизайнер (англ. Visual Effects Artist) — художник по визуальным эффектам. Он делает видео захватывающими и запоминающимися, поэтому востребован в кино, рекламе и игровой индустрии. Разница между спецэффектами и визуальными эффектами состоит в том, что спецэффекты — это взрывы и разрушения, снятые на площадке с реальным реквизитом или актерами. Визуальные эффекты, или VFX — это комбинация реальных съемок с добавлением компьютерной графики, а CGI — объект, полностью созданный с помощью графики.
Специализации
Внутри направления VFX есть много узких специальностей, и чем дальше развивается индустрия, тем больше появляется профессий и тем больше становится обязанностей у каждого специалиста.
✓ Моделлер (modeller artist) – делает 3D-модели. Чтобы сделать картинку в 3D-сцене, нужно создать геометрии и объекты.

✓Аниматор (animator VFX) – заставляет 3D-объекты двигаться естественно и реалистично. Как и в реальном мире, в 3D должны быть колышущиеся от ветра деревья, падающие листья, передвигающиеся люди и автомобили.

✓ Риггер (rigger) – делает так, чтобы зависимость движения отдельных объектов относительно друг друга выглядела правильно. Ему приходится создавать взаимосвязь с разными объектами внутри одной геометрии.
✓ Лайтеры (lighters) – создают правильный угол, силу, цвет и направление света. Грубо говоря, ставят осветительные приборы в виртуальной сцене.

✓ Шейдеры (shaders) отвечают за физические свойства отражения света от поверхности. Свет этих объектов будет попадать в камеру и определенным образом отражаться от поверхности.

✓ Текстурные художники (texture artists) с помощью графики передают все нужные физические характеристики объектов. Например, если мы смотрим на автомобиль, то понимаем, что он точно металлический, а не пластмассовый, и в некоторых местах покрыт ржавчиной, а не грязью.

✓ Камера-трекинг — это «виртуальные операторы» отвечают за то, как, когда, куда, под каким углом и с какой скоростью движется камера.

✓ Художники по эффектам (fx artists) отвечают за реалистичность. Благодаря им визуально вода действительно льется, а не сыпется, как песок.

✓ Композер (composer artist) – нажимает на кнопку «Render», чтобы просчитать сцену и получить финальный результат — преобразовать плоские изображения в единую реалистичную картину.
✓ Колорист (colorist artist) – отвечает за правильный подбор и передачу цветов всех объектов и источников света. К примеру, здесь колорист мультфильма «Вверх» с помощью приглушенных цветов и холодных серо-зеленых фильтров передал печаль:

✓ Специалист по компьютерной графике (CG-generalist) — универсальный специалист, который может сделать всё сам от начала до конца.
Если бюджет небольшой, как в российских студиях, какие-то специальности объединяются в рамках одного профессионала. Один специалист может отвечать за настройку шейдера, лайтинг и рендеринг или композ, рендеринг и лайтинг.
Требования к профессии
Чтобы создавать эффекты, нужно владеть инструментами анимации, моушн-дизайна и 3D-редакторами.
– Композеры используют самые разные программы для разных задач: Nuke, Fusion, Natron, Flame. Nuke — индустриальный стандарт композа в больших студиях. Fusion — аналог Nuke. Он практически бесплатный и может почти все, что умеет стандартная программа, но не настолько гибкий, поэтому его не выбирают большие студии в промышленных масштабах.
– Специалисты VFX общего профиля обычно используют программу Houdini.
– Для моушн-графики берут Adobe After Effects — программу для моушн-дизайна, которая позволяет выполнять и некоторые композные задачи.
Личностные качества
Важное значение имеет гибкость, обучаемость, умение работать с новой информацией. Технологии в сфере VFX постоянно меняются, совершенствуются программы, создается новый софт. Чтобы сохранять востребованность специалист должен всему этому постоянно обучаться, внедрять полученные знания в свою деятельность.
Второе по значимости качество — умение работать в команде. Невозможно знать все тонкости каждого направления, потому VFX-художнику нужно постоянно обмениваться опытом с коллегами, искать у них совета, уметь работать в коллективе над одним проектом. Сидеть дома в гордом одиночестве за компьютером, полностью изолироваться от коллег не получится.
Важное значение имеет умение пользоваться определенными программами, начиная с Adobe Photoshop, заканчивая специализированными программами.
Помимо технических сложностей, нужно понимать, что учиться придется всю жизнь. Недостаточно пройти раз в год курсы повышения квалификации и работать дальше.
В каждом проекте есть 20% неизвестного — то, чего ты никогда не делал, и тебе приходится разбираться. Постоянно нужно учить что-то новое, иначе очень быстро твои знания превратятся в черепки. Мне нравится учиться, я испытываю от этого удовольствие, но не всем это подходит.
Работать надо много, но так происходит везде в 3D. Когда над проектом работают 30 человек, твоей работы там остается не так уж и много, как хотелось бы, чтобы сказать: «Я это сделал!». С другой стороны, я понимаю, что у других точно также. Даже режиссер не может сказать, что это его фильм, так как он сделал лишь свою часть работы. Без команды его вклад ничего бы не значил, но это специфика всех больших проектов.
Каждый раз в работе происходит что-то новое. Нет шаблонного решения, когда ты берешь и делаешь второй проект по шаблону первого. Каждый раз надо изобретать. К сожалению, не велосипед, а космический корабль, но новый корабль в следующий раз должен не только летать, но и бурить под землей. Это круто. Это вызов. Мне это нравится. _Данил Криворучко, VFX-художник общего профиля, Нью-Йорк
Вузы
Примеры вузовских программ, на которых готовят специалистов по визуальным эффектам:
«Дизайн. CGI и визуальные эффекты: realtime технологии в кино (Unreal Engine)» – профиль направления 54.03.01, Школа дизайна НИУ ВШЭ;
«Дизайн. Дизайн и программирование» 54.03.01. Школа дизайна НИУ ВШЭ;
«3D-моделирование для компьютерных игр и анимация» 54.03.01, Школа дизайна НИУ ВШЭ, Международный институт дизайна и сервиса (Челябинск) – 54.02.01, поступить на нее можно после 9-го и 11-го класса;
«Анимация и графика компьютерных игр» 54.03.01, МАГУ (Мурманский арктический госуниверситет), Башкирский педуниверситет, художественно-графический факультет;
«Графический дизайн» 54.03.01, МИРЭА, Политех Петра Великого, РГУТИС, КГАСУ, ИГУМО и др.;
«Гейм-дизайн и виртуальная реальность» 54.03.01, B&D, Школа дизайна НИУ ВШЭ, Вятский госуниверситет;
«Компьютерная графика» 09.03.03, РУДН;
«Компьютерные технологии в дизайне» 09.03.04, ИТМО;
«Информационные технологии в медиаиндустрии и дизайне» 09.03.02, Московский политех, САФУ, Пензенский ГТУ;
«Информационные технологии в дизайне» 09.03.02, ВГТУ (Воронеж), НГТУ им. Алексеева, БГТУ, Ивановский политех и др.;
«Режиссер анимации и компьютерной графики» 55.05.01, ВГИК, СПБГИКиТ.
Полученную фундаментально-прикладную базу надо будет дополнить самообразованием или на курсах.
Репетиторы
На нашем сайте есть специальная страница, на ней вы можете найти частного репетитора по дизайну и изобразительному искусству
Курсы
Поделиться
Метки:VFX дизайнер